УСЗН г. Таганрога продолжает знакомить таганрожцев с долгожителями города. Сегодня наш рассказ об участнице трудового фронта во время Великой Отечественной войны, ветеране труда Марии Малаховне Сторожук, которой в этом году исполнилось 100 лет.
Мария Малаховна Сторожук (в девичестве Миклушова) родилась в Белоруссии в день Международной солидарности трудящихся 1 мая 1923 года в селе Богдановка Витебской области в многодетной семье. Мария была восьмым, самым младшим ребенком в семье, она хорошо училась в школе, была приучена к домашнему труду.
Семья была большая, крепкая, имели корову. В 1936 году отца арестовали, а всю семью Миклушовых сослали в среднюю Азию, в Казахстан.
Фото с мамой в день 17-летия
Сразу по прибытию в Казахстан Мария начала свою трудовую деятельность и вместе с матерью устроилась работать на железную дорогу Казахской ССР. Всю свою жизнь, более сорока лет, с 1941 по 1982 годы она трудилась на железных дорогах в Казахстане.
Из воспоминаний Марии Малаховны Сторожук:
«Всем известно, что 9 из 10 пуль Красной Армии во время Великой Отечественной войны были отлиты из казахстанского свинца, но не до конца понимают роль железных дорог Казахстана в Победе над фашизмом.
В первые месяцы войны началась массовая эвакуация всей промышленности СССР в Среднюю Азию и за Урал, и Казахстан превратился в мощный арсенал фронта. Основная тяжесть по снабжению нужд тыла и фронта легла на железные дороги. Драгоценным стратегическим сырьем - углем она обеспечила многие жизненно важные оборонные объекты.
И я, совсем еще юной девушкой, всю войну с 1941 по 1945 годы работала на линии Акмолинск - Караганда, предназначенной для вывоза угля. За мою работу во время войны меня наградили медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны». Это была моя первая награда.
Сторожук М.М. 1946 год Казахстан
Война закончилась, а я так и осталась работать на железной дороге. В 50-е годы началось массовое освоение целинных земель. Это требовало и развития транспортных связей, способных обеспечить подвоз необходимой сельскохозяйственной техники, горючего, а также вывоз зерна.
К этому времени я уже перешла в управление железных дорог линии Акмолинск -Павлодар. Я работала добросовестно, со всей отдачей, и поэтому мой труд отмечен наградами. У меня есть ведомственные знаки министерства путей сообщения «Ударник Сталинского призыва» 1952 года, «Отличный административный работник» 1955 года.
В то время о нас, железнодорожниках, в газетах писали: «Железные дороги, построенные в Восточном Казахстане, имеют общесетевое значение, они улучшили маневренность железных дорог, разгрузили напряженные участки, расширили транспортные связи центра страны, где сосредоточены основные потребители различных сырьевых ресурсов, находящихся в восточных районах». Весь наш коллектив, работавший тогда на станции, наградили медалью «За освоение целинных земель».
Коллектив железнодорожного узла Казахтанской 1957 год
Так я и проработала всю жизнь на железных дорогах Казахстана. Уже в 70-е годы она стала называться Целинной железной дорогой. Оттуда же в 1982 году ушла на заслуженный отдых».
«Родилась и выросла я в Белоруссии, вышла замуж и родила детей в Казахстане, а теперь вот живу в России» – продолжает свой рассказ М.М. Сторожук. С мужем моим Борисом Тимофеевичем Сторожук мы прожили 54 года до самой его смерти, воспитали двух сыновей и дочь, дождались внуков. В Таганрог я переехала в 2001 году со своим Борисом».
Супруги: Мария Малаховна и Борис Тимофеевич
Сегодня у Марии Малаховны Сторожук большая и дружная семья – трое детей, 6 внуков и 4 правнука.
Пожелаем Марии Малаховне крепкого здоровья, долгих лет, тепла и любви родных.